С окончанием лета и наступлением осени автомобилистам, кроме отмены техосмотра, придется столкнуться еще с несколькими новшествами. Касаться они будут как штрафов, так и гражданского страхования. Что конкретно принесет ветер законодательных перемен для водителей?

А ГАИ нам нипочем

Одно из наиболее интересных изменений касается Кодекса об административных правонарушениях. Так, в соответствии с ЗУ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно дорожно-транспортных происшествий и выплаты страхового возмещения» №3045-VI от 17 февраля 2011 г. (вступает в силу 18 сентября 2011 г.), лица, которые застрахованы, будут освобождены от административной ответственности за нарушение правил дорожного движения.

Правда, это будет возможно только при условии, что участники дорожно-транспортного происшествия воспользовались правом совместно составить уведомление о нем. Т. е. если водитель совершил ДТП в рамках административной ответственности, договорился с другим водителем и имеет соответствующую страховку, платить штраф ему не придется.

Более того, участие представителей ГАИ при оформлении такого ДТП становится необязательным, хотя, опять-таки, при определенных условиях.

Если случилась авария, но никто не был травмирован и не погиб, если у водителей не наблюдается признаков алкогольного, наркотического или другого опьянения либо последствий приема лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции, они имеют право совместно составить уведомление о дорожно-транспортном происшествии, покинуть место, где оно произошло, и освобождаются от обязанности информировать об этом Госавтоинспекцию МВД Украины.

Но размер страховой выплаты за вред, причиненный имуществу потерпевших, при этом не может превышать максимальных размеров, утвержденных уполномоченным органом по представлению Моторного (транспортного) Страхового бюро Украины (МТСБУ).

Новые правила автогражданки

Небольшое, но существенное изменение коснулось страхования гражданско-правовой ответственности отдельных категорий граждан Украины.

В соответствии с новой редакцией п. 13.2 ст. 13 ЗУ «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств», размер страхового платежа уменьшается на 50%, если страхователь (участник войны, инвалид II группы, лицо, которое пострадало вследствие Чернобыльской катастрофы и отнесено к I или II категории, пенсионер) не просто лично водит автотранспортное средство, как было предусмотрено предыдущей редакцией, но и является его владельцем. И распространяется это правило, как и раньше, только на ТС, имеющее рабочий объем двигателя до 2500 куб. см включительно.

Также законодатель решил дополнить Закон определением дорожно-транспортного происшествия. Правда, ничего нового оно не содержит и полностью дублирует определение, закрепленное в ППД. Наверное, сделано это с целью подстраховаться на случай разночтений.

Однако водителям не стоит забывать, что изменения совершенно не коснулись штрафа за управление транспортным средством без соответствующих документов и непредъявление документов для проверки. А к числу этих документов относится и страховой полис. Так что будьте бдительны, иначе придется заплатить штраф в размере от 25 до 50 необлагаемых налогом минимумов, т. е. от 425 до 850 грн.

А вот в случае нарушения порядка выдачи владельцу авто специального знака государственного образца о заключении страхового договора должностные лица будут уплачивать штраф в размере от 1360 до 1700 грн.

Сроки страхования

Четко определился законодатель и со сроками заключения внутренних договоров обязательного страхования, добавив несколько изменений в соответствующую статью Закона. Начиная с середины сентября, внутренние договора обязательного страхования гражданской ответственности будут заключаться сроком на один год.

Однако в некоторых случаях заключить такой договор можно будет и на меньший срок. Например, изменениями предусмотрено, что не на год, но не менее чем на 15 дней допускается заключение договора исключительно в отношении незарегистрированных, временно зарегистрированных и зарегистрированных на территории иностранных государств транспортных средств. Соответственно, для незарегистрированных авто срок устанавливается на время до их регистрации – постановки на учет.

Для временно зарегистрированных ТС такой срок будет исчисляться до момента постановки их на постоянную регистрацию, а для ТС, зарегистрированных на территории иностранных государств и находящихся на территории Украины, – на время их пребывания в Украине. Что касается международных договоров «Зеленая карта», то они будут заключаться на разные сроки, начиная от 15 дней и заканчивая одним годом.

Но, несмотря на, казалось бы, обширный диапазон и предоставленную свободу, они тоже жестко регламентированы временными рамками: 15 дней, 1 месяц, 2 месяца, 3 месяца, 4 месяца, 5 месяцев, 6 месяцев, 7 месяцев, 8 месяцев, 9 месяцев, 10 месяцев, 11 месяцев. Также договором (полисом) внутреннего страхования в течение срока его действия может быть определен период использования транспортного средства, которые не должен составлять менее 6 месяцев.

Небольшие изменения претерпели и требования к заявлению о страховом возмещении. Теперь четко определен срок, в который такое заявление должно быть подано, – 30 дней со дня подачи виновным лицом уведомления о ДТП в страховую компанию. При этом в заявлении необходимо указывать адрес как регистрации, так и фактического проживания.

Добавилось и требование указывать в заявлении обстоятельства, подтверждающие причиненный ущерб, зато указывать его размер теперь нет необходимости. Однако водители могут быть спокойны, если возникнут какие-то вопросы при составлении соответствующего заявления – как и раньше, лицо, которому подается заявление о страховом возмещении, обязано предоставлять консультационную помощь заявителю.

Инфосправка

Водитель, уступи дорогу троллейбусу!

А тем временем в Верховной Раде зарегистрирован правительственный законопроект «О внесении изменений в статью 122 Кодекса Украины об административных правонарушениях об усилении ответственности водителей транспортных средств за нарушение правил движения и остановки на полосе для маршрутных транспортных средств». Если парламентарии одобрят законопроект, то водителям, в числе прочего, придется платить штраф за непредоставление преимущества маршрутным транспортным средствам, в т. ч. за нарушение правил движения и остановки на полосе для маршрутных транспортных средств. Размер штрафа будет составлять от 510 до 680 грн.

Возвращение блудного «Визира»

ГАИ снова будет использовать приборы для фиксации скорости. Таковыми станут TruеCam (прозванные в народе «Визир-2»), по которым Госавтоинспекция получила необходимые выводы государственной специальной службы технической защиты информации. Это как раз те документы, из-за отсутствия которых ранее прокуратура своим предписанием запретила использовать сканеры скорости.

Вот что по этому поводу сообщил замначальника ГАИ Украины Владимир Резников: «Мы получили выводы государственной специальной службы технической защиты информации – документы, которых требовала Генпрокуратура в своем предписании. Мы уже начали использовать эти приборы в Киеве. Постепенно будем оснащать ими региональные ГАИ. В наличии сейчас 137 таких приборов». Устройство, кстати, недешевое – 90 тыс. грн.

Однако водителям не стоит отчаиваться: протокол, составленный на основе показаний прибора, всегда можно оспорить в суде, хотя работники ГАИ и уверяют в честности показаний сканера скорости. По их мнению, в отличие от предыдущей модели, «Визир-2» заметно усовершенствован, не допускает ошибок и не боится судов. На машине, которая действительно превышает скорость, устройство ставит крестик. Эта метка метрологически подтверждена, утверждают в ГАИ.