Владельцы украинских автозаводов хотят лишить украинцев доступных иномарок, заставив покупать автомобили собственного производства. Они требуют от правительства поднять до 34% ввозную пошлину на легковые машины с двигателями объемом 1–2,2 л или ввести жесткое квотирование поставок. В случае удовлетворения требований импортные легковушки этого сегмента подорожают вполовину либо их вовсе перестанут завозить, а большую часть дилерских центров придется закрывать из-за нерентабельности.

В начале июля Межведомственной комиссией по международной торговле совместно с Министерством экономики начато специальное расследование в отношении импорта легковых автомобилей. Инициатором этой затеи стала ассоциация Укравтопром, которая объединяет украинских производителей легковых и грузовых автомобилей, а также автобусов.

В заявлении, поданном в комиссию от лица трех отечественных автозаводов (ЗАЗ, Еврокар и КрАСЗ), говорится, что с 2008 года наблюдается значительный рост импорта легковых автомобилей в Украину. Если верить данным Укравтопрома, только прошлом году импорт увеличился на 70% по отношению к 2009 году. При этом продажи отечественных машин падают, предприятия терпят колоссальные убытки, а производственные мощности простаивают. Но вместо того чтобы, действуя рыночными методами, стимулировать спрос на свою продукцию снижением цен или, например, внедрением программ утилизации, автозаводы хотят попросту отгородиться от внешнего мира, выстроив на границе непроходимый заслон.

Ассоциация Укравтопром настаивает, что продажу импортных автомобилей, напрямую конкурирующих с продукцией украинских автозаводов, нужно… запретить! По-другому ее требования не назовешь. Судите сами: при увеличении ввозной пошлины на машины с моторами 1–2,2 л до 34% те подорожают на 40–50% (еще необходимо учитывать акциз и НДС), и торговля ими потеряет какой-либо смысл. А в случае квот, которые наверняка окажутся мизерными (на уровне нескольких сотен машин в год всех марок), автомобили этого сегмента превратятся в дефицит либо вовсе перестанут поставляться в страну. Иными словами, наши производители хотят закрыть рынок для 80% процентов импортируемых автомобилей – примерно столько в общем объеме продаж занимают модели с двигателями объемом до 2,2 л.

Самое примечательное, что автозаводы даже изыскали закон, под который можно подвести свои абсурдные требования, не нарушив при этом правил ВТО, куда входит Украина. Это закон «О применении специальных мер относительно импорта в Украину», который при возникновении угрозы значительного ущерба национальному производителю со стороны импорта позволяет проводить специальные расследования и в случае чего применять специальные меры защиты вроде дополнительных пошлин или квотирования импортных товаров. В соответствие с нормами этого закона Укравтопром просит «оградить» страну от импортных машин сроком на 4 года.

Свое ходатайство ассоциация Укравтопром подавала трижды, начиная с августа 2010 года, но каждый раз получала от ворот поворот, потому как в Межведомственной комиссии по международной торговле не находили предпосылок для спецрасследования. Откуда же им взяться теперь? Не менее странно и то, что заявление было принято в нарушение процедуры: в соответствии с законом, апеллировать к Межведомственной комиссии могут только производители, но уж никак не ассоциация Укравтопром, которая является общественной организацией и может выступать лишь одной из заинтересованных сторон.

Как бы там ни было, спецрасследование против импортных машин начато. И сейчас чиновникам Минэкономики самое время разобраться, кто же на самом деле у них просит защиты.

Среди выпускаемых на наших заводах легковых автомобилей нет ни одного, который можно было бы считать действительно украинским. При ближайшем рассмотрении даже ЗАЗ Ланос, который на 60% состоит из отечественных деталей, таковым не является – потому что к его созданию наши конструкторы непричастны. В массе своей «легковой» автопром Украины – это мелкоузловая или крупноузловая сборка. Иначе говоря, «отвертка» – тот же импорт, только в «разобранном» виде. Автомобили Geely, Kia, SsangYong и Skoda собираются по технологии SKD из привозных машинокомплектов. По полному циклу со сваркой и окраской кузовов выпускаются некоторые модели Hyundai и Лада, но и эти машины, несмотря на украинский VIN-код, остаются корейскими и российскими. Защитив такой автопром заградительными пошлинами, государство немало потеряет: с каждого импортированного автомобиля в бюджет поступает 10% пошлины, в то время как «отверточные» производители платят всего по 100 евро за ввезенный кузов.

И нужны ли радикальные меры в виде повышения пошлин или квотирования, если ситуация на украинских предприятиях автомобильной отрасли вовсе не так плоха, какой ее старается представить ассоциация Укравтопром? В 2009 году выпуск легковых машин упал до 65,7 тысяч (против 402 тысяч единиц годом ранее). Но с тех пор кривая производства идет вверх: в 2010 году заводы произвели 75,3 тысячи автомобилей, а по итогам первого полугодия прирост едва не достиг 70% от результата годичной давности. Так что, невзирая на продолжающийся кризис, украинская автомобильная промышленность находится на подъеме.

Закон «О применении специальных мер относительно импорта в Украину», которым руководствовалась ассоциация Укравтопром, определяет не только предпосылки для спецрасследований в отношении импорта, но и правила их проведения. Так, угрозу национальному производителю следует определять, исходя из фактов, а не голословных утверждений, и только после всестороннего анализа состояния национального производства. Обязательным условием для введения каких-либо мер защиты является причинно-следственная связь между ростом импорта и причинением значительного ущерба национальному производителю. Тут действует следующий принцип: помимо роста импорта необходимо учитывать наличие или отсутствие других факторов, причиняющих ущерб. Каких? Таких как, например, экономический кризис, от которого в равной степени страдают и отечественные автозаводы, и импортеры автомобилей.

Кроме того, закон обязывает учитывать еще и интересы потребителей. А покупатели хотят покупать современные, безопасные и комфортные автомобили, а вовсе не морально и технически устаревшие «отечественные» модели. Этой возможности украинцев намереваются лишить, вместо чего предлагая им роль «спонсоров», поддерживающих на плаву чей-то частный бизнес, в развитие которого его владельцы сами вкладываться не желают.

Нетрудно представить, что произойдет, если в результате расследования к импортным машинам все же применят заградительные пошлины либо квотирование. Доступные ранее среднему украинцу модели подорожают вполовину, и спрос на них моментально сократится до минимума – лишь единицы прельстятся машинами гольф-класса или компактными кроссоверами по цене автомобилей премиум-сегмента. Покупателям волей-неволей придется переключиться на ЗАЗы, Geely, Hyundai и остальные выпускаемые в стране автомобили. Но и они подскочат в цене – при закрытом рынке и отсутствии конкурентов продавцы станут повышать ценники безо всякого стеснения. Не приходится сомневаться, что формальные причины для подорожания найдутся.

Что будет с импортерами? Дилеры начнут закрываться один за одним, а львиная доля из более чем 80 тысяч человек, занятых продажами и обслуживанием импортных машин, окажется попросту выброшенной на улицу. В итоге, развитие украинского автомобильного рынка остановится на долгие годы. Не говоря уже о том, что лоббируемые таможенные преграды негативно скажутся на инвестиционной привлекательности Украины и ее имидже на международной арене. Кроме того, велика вероятность применения ответных ограничительных санкций к поставляемым на экспорт отечественным товарам.